наверх

Реклама на сайте

28 мая 2019 г. 16:58

История гоночного болида с ассиметричным дизайном

К нашему времени, в погоне за стандартизацией и безопасностью автогонок, их организаторы практически полностью извели элемент технического творчества.

Еще немного, и все соревнования будут проходить на абсолютно одинаковых болидах одного производителя. Но это сейчас. В 60-х создатели гоночных машин вели меж собой борьбу не менее жаркую, чем пилоты. Так как полет фантазии конструкторов тех лет мало что ограничивало, на свет порой появлялись весьма интересные образцы.

Примером творчества и технических экспериментов того времени является асимметричный гоночный автомобиль, построенный для гонок IndyCar и оснащенный газотурбинным двигателем. Силовая установка Pratt & Whitney Canada PT6 ST6B-62, в дефорсированная уменьшением сечения впускного коллектора, развивала 550 л.с. мощности. Ее установили слева от места пилота, рассчитывая, что такая конфигурация наилучшим образом подойдет для кольцевой трассы Индианаполиса. Конструкторы делали ставку на малый вес автомобиля, который должен был позволить ему реже заезжать на питстопы для дозаправки и быть быстрее на трассе, а так же на более легкое, в отличии от конкурентов, управление за счет односкоростной трансмиссии.

Но просто было на бумаге. Проблемы начались практически сразу, при термообработке повело X-образную объемно-хребтовую раму, вокруг которой строилась машина и на гонки сезона 1966 года машина не успела. К следующему сезону болид был уже готов. Пилот Parnelli Jones, высоко оценивший автомобиль по результатам тестов, занял в первом же заезде шестое место по результатам квалификации. После старта Jones сразу же захватил лидирующую позицию и уверенно ее удерживал, пока за восемь кругов до финиша не развалились подшипники трансмиссии. Однако не смотря на то, что заезд закончить не удалось, ходовые качества турбокара успели впечатлить зрителей и конструкторов. К началу сезона 1968 года машину довели до ума и снова вышли на старт. Но неудачи продолжали преследовать необычный автомобиль, во время квалификации к первым же гонкам сезона, пилот Joe Leonard, разбил машину о стену.

Авария была не слишком серьезной, но проект остановили. Причиной закрытия стали так же и новые правила, введенные 1969 году, по которым еще более ограничили сечение воздухозаборников, что «било» по характеристикам ГТД гораздо сильнее, чем по классическим моторам. Начиналась эпоха строгих регламентов.