наверх

Реклама на сайте

16 ноября 2018, 19:05:18

5 легендарных советских грузовиков

Сейчас благодаря марафону «Париж-Дакар» весь мир знает, что лучшие грузовики делают в России. Гоночные КамАЗы доминируют в большинстве мировых ралли-рейдов, но корни этого успеха закладывались еще в СССР. Множество поистине неубиваемых и уникальных по своим характеристикам грузовиков было создано советскими конструкторами. И многие из них до сих пор в строю — сегодня мы вспомним самых легендарных тяжеловесов того времени.

ЗИЛ-130

Страны уже нет, завод развалился, а этот грузовик до сих пор колесит по просторам нашей родины. Один из самых массовых автомобилей советской эпохи увидел свет в далеком 1962 году и продолжал выпускаться аж до 2014 года! На протяжении полувека этот грузовик не только перевозил тяжести, но и был базой для седельных тягачей, автокранов и самосвалов. Несмотря на «лохматый» год выпуска, ЗИЛ-130 мог похвастаться гидроусилителем руля, 5-скоростной механической коробкой с синхронизаторами и мотором с ограничителем оборотов. 6-литровый V8 развивал всего 150 «лошадей», зато достигал он этого уже на 3 тысячах оборотов. Кроме того, он мог питаться 76-м бензином и брать на борт до 6 тонн груза.

ГАЗ-66

Легендарная «Шишига» встала на конвейер всего спустя 2 года после ЗИЛа-130 и стала самым массовым грузовиком в Советской армии. Автомобиль разошелся тиражом почти в 1 миллион экземпляров, а его производство свернули лишь в 1999 году. За годы службы «Шишига» не только перевозила грузы, но и была платформой для систем залпового огня, буровых установок, медицинских блоков и установок связи. В движение машину приводил 4,2-литровый бензиновый V8 на 125 лошадиных сил. А полный привод с понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала позволял творить чудеса на бездорожье. Выбираться из любого болота позволял также штатный гидроусилитель руля, система автоподкачки шин и механическая лебедка с приводом от мотора.

КамАЗ-5320

Самый известный из всех КамАЗов начали разрабатывать на совершенно другом заводе под именем ЗИЛ-170 в 1968 году. Но через год ЦК КПСС перенес производство на новый завод большегрузных автомобилей в Набережных Челнах. Это был 6-колесная машина с приводом на 4 колеса и грузоподъемностью от 10 до 20 тонн. 11-литровые дизельные двигатели V8 на 180 или 210 лошадиных сил сочетались с механическими 10-скоростными коробками передач. Управлять этой трансмиссией вручную помогал так называемый делитель — пневматический привод, переводивший коробку в повышающий режим на последних 5 передачах. КамАЗ также разошелся по стране большим тиражом, а его производство свернули лишь в 2001 году.

КрАЗ-255

Настоящий динозавр советского времени родом из Украины мог похвастаться всеми 6-ю ведущими колесами и грузоподъемностью до 7,5 тонн. Самосвал вышел в свет в 1967 году и продержался в производстве до 1993 года с ежегодным тиражом в районе 8 тысяч экземпляров. Капотный грузовик с деревянным каркасом обшитой железом кабины приводился в движение за счет дизельного 15-литрового V8 на 240 лошадиных сил. Мотор был низкооборотистым и достигал максимальной мощности уже на 2 тысячах оборотов в минуту. За передачу крутящего момента на все колеса отвечали целых 5 карданных валов. За счет своей грузоподъемности и проходимости КрАЗ нашел признание не только как грузовик, но и как лесовоз.

Урал-375

Еще один долгожитель, продержавшийся на конвейере больше 30 лет — с 1961-го по 1992 год. Этот грузовик стал базой для установок залпового огня «Град», автозаправщиков на аэродромах, автоцистерн, передвижных электростанций и машин радиолокационных станций. Машина также имела привод на все колеса, систему автоподкачки шин в движении и механическую лебедку, что позволяло преодолевать серьезное бездорожье. За непрерывность движения отвечал 7-литровый V8 на 180 лошадиных сил — этого вполне хватало, чтобы перемещать 8-тонную махину, которая могла взять на борт еще 4,5 тонны груза. За годы производства свет увидели больше 100 тысяч автомобилей «Урал», и многие из них продолжают исправно работать, в том числе, и с дизельными двигателями от более свежих моделей.

Автор: Фёдор Борисов

7802

Нашли опечатку? Orphus:
Ctrl+Enter
Система Orphus