наверх

Реклама на сайте

14 мая 2019 г. 16:56

Народный микровен СССР: история «Белки»

Рано или поздно в каждой стране, имеющей развитую промышленность, появляется потребность в создании «народного автомобиля». Под этим термином обычно подразумевается транспортное средство, доступное практически каждому, относительно простое, которое можно было бы производить в больших количествах.

Первыми, на поприще создания народного авто были американцы, после Второй мировой войны за ними последовали страны Европы, а в 50-х пришла очередь Советского Союза.

Идея создания «народного автомобиля» в СССР появилась сразу после Второй мировой войны. Восстанавливалось народное хозяйство, росла промышленность, а вместе с ней улучшалось и благосостояние граждан. Самое время было дать жителям союза доступное транспортное средство, облегчив тем самым жизнь и быт.

Первым шагом в этом направлении стал запущенный в производство на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) Москвич-400. Но продававшийся по цене 8000 рублей «Москвич» всё же был дороговат для большинства советских граждан. К тому же, несмотря на все усилия МЗМА не справлялся с постоянно растущим спросом на личные легковые автомобили. Назрела необходимость закрыть пробел между «Москвичами» и мотоциклами.

Проектов создания первого по настоящему «народного автомобиля» было бесчисленное множество, но, пожалуй, самой любопытной версией стал автомобиль «Белка».

Предложение по разработке недорогого компактного автомобиля, производство которого можно было бы освоить на Ирбитском мотоциклетном заводе, принадлежало заместителю главного конструктора этого предприятия Ф. А. Реппиху. Идею поддержало руководство НАМИ, и в 1955-м проекту был дан старт. Руководил разработкой главный конструктор по легковым автомобилям НАМИ Б. М. Фиттерман.

Всего полгода понадобилось специалистам НАМИ на создание первого прототипа. В середине ноября 1955 года автомобиль названый «Белка» привезли в Москву. Своим названием машинка, обязана тому, что ещё до революции Ирбит славился своими пушными ярмарками. Конструкторы НАМИ определяли концепцию автомобиля формулой 5x5х5x5х5, что означало — вместимость — 5 человек, сухая масса — 500 кг, двигатель объёмом — 0,5 л, расход топлива — 5 л/100 км и запас хода на одном баке — 500 км.

Конструкция «Белки» получилась весьма оригинальной. Вагонная компоновка стеклопластикового кузова, посадка на переднее сиденье производилась через открывающуюся переднюю стенку. Автомобиль получил полностью независимую подвеску, разборные колесные диски, тормоза мотоциклетного типа были оборудованы гидроприводом. Кроме закрытого варианта существовал так называемый сельскохозяйственный вариант без дверей и с тентом.

Серийный выпуск автомобиля планировалось наладить в Ирбите, о чем неоднократно писали в прессе. Прототипы были показаны членам правительства, а в начале 1957-го вопрос о начале ее серийного производства рассматривал Совет Министров СССР, но в серию «Белка» так и не пошла. Главной причиной стал запуск более простого ЗАЗ-965.