наверх

Реклама на сайте

11 апреля 2019 г. 20:28

Печальная история «скорой» для труднодоступных районов

В 1983 году талантливый конструктор Рем Николаевич Уланов создал уникальный санитарный автомобиль, способный одинаково успешно двигаться по асфальтовым дорогам и преодолевать полное бездорожье.

Одна из вечных бед нашей страны — дороги, вернее, их качество, а порой и полное отсутствие. А ведь несмотря на качество или наличие дорожного полотна, может возникнуть острая необходимость, к примеру, эвакуации серьёзно заболевшего или получившего травму человека.

Именно для такой цели Рем Николаевич Уланов и задумал свой проект — Быстроходную вездеходную санитарную машину БВСМ-80, представляющую собой симбиоз грузовика ГАЗ-53 и сельскохозяйственного трактора ДТ-75.

Кандидат технических наук Р. Н. Уланов, занимавшийся в МАДИ разработкой автомобилей высокой проходимости, в инициативном порядке задумал создание такого транспортного средства, которое, не уступая в проходимости гусеничному трактору, но, в тоже время, могло бы на шоссе развивать скорость, сопоставимую с обычными грузовиками и автобусами. Тема подобного автомобиля была близка изобретателю, служившему во время Великой Отечественной войны в санитарном автобате.

Первый вариант проекта не предусматривал использование серийных агрегатов и предназначался для армии. Однако военные интереса не проявили. Тогда Уланов, обойдя массу инстанций, нашёл поддержку у заместителя министра здравоохранения РСФСР Н. И. Сидорова. Но запросы гражданских медиков оказались куда более прозаичными, чем у военных. Минздрав заказал опытный образец, основанный на хорошо освоенных советской промышленностью и недорогих агрегатах ГАЗ-53 и ДТ-75.

Прототип был изготовлен в 1983 году на Куриловском механическом заводе Мособлздрава и назван БВСМ-80. В ходе испытаний, проходивших в Шатурском районе Московской области, в конструкцию было внесено несколько изменений: с 5540 мм до 4840 была укорочена база автомобиля, было уменьшено с шести до четырех количество катков гусеничной тележки, применительно к одному борту, а также предполагалась замена бортовой платформы на кунг с медицинским оборудованием.


Несмотря на неплохие результаты испытаний, все закончилось, как и многие проекты того времени, печально. В СССР началась перестройка, руководство Минздрава, поддерживающее работы по машине, было уволено, а сам конструктор попал в больницу с инфарктом. Прототип долгое время находился на стоянке в районе Шелепихинской набережной, пока не был разобран и сдан на металлолом.