наверх

Реклама на сайте

9 декабря 2018 г. 21:23

5 интересных моделей ЗАЗ, которые не пошли в серию

Для большинства автолюбителей украинский автозавод ассоциируется исключительно с «Запорожцем». немногие знают даже про его наследника — легендарную «Таврию», которая также пользовалась популярностью у наших водителей. Однако у завода, который в Советском Союзе был далеко не на первых и даже не на вторых ролях, было много перспективных разработок, которые даже сейчас способны удивить обывателей. Мы выбрали самые интересные опытные образцы работы запорожских конструкторов.

ЗАЗ-970Б

Практически все «концепты» запорожского завода собирались втихую — по инициативе отдельных инженеров. Заканчивая работу над очередным плановым автомобилем, конструкторы брались за его всевозможные вариации. Так случилось и с проектом 970, который создали на базе только что выпущенного ЗАЗ-966. Это недалекий предок легендарного 968-го «Запорожца», но в проекте № 970 на его основе создали сначала легкий двухместный грузовик, а затем и развозной фургон. Как и его донор, автомобиль получил задний привод и мотор под полом грузового отсека. Из-за такого расположения мотор даже меньше грелся, чем на «ушастом» «Запорожце», зато машина могла взять на борт до 300 килограммов груза. Позже на основе фургона сделали даже 6-местный автобус с возможностью установки полного привода, но в серию ни один из прототипов так и не пошел.

ЗАЗ-1102

Проект знаменитой «Таврии» сошел с конвейера в далеком 1987 году. Однако еще в 70-е инженеры завода предпринимали попытки разработать преемника классического «Запорожца». Машина должна была получить современную переднеприводную компоновку, а мотор, вопреки традициям, должен был быть под капотом, а не в багажнике. Сначала свет увидел опытный 3-дверный хэтчбек, появившийся в начале 70-х. Однако руководство партии он не заинтересовал, тогда конструкторы спустя 4 года выпустили на основе того хэтчбека неплохое двухдверное купе с той же технической начинкой. Но и этот автомобиль не заинтересовал руководство, тогда, к 1977 году, был представлен третий вариант переднеприводного хэтчбека, но и он был отвергнут — только с 4-й попытки Минавтопром утвердил планы по производству будущей «Таврии».

ЗАЗ-969

Не правда ли, знакомый индекс? В начале 60-х запорожский завод получил госзаказ на разработку легкого внедорожника, способного перевозить людей и грузы. Машина должна была получить полный привод и быть способной брать на борт до 300 килограммов поклажи. Спустя 5 лет внедорожник был готов — он получил сначала 900-кубовый мотор на 30 «лошадей», а потом и более мощный агрегат на 1,2 литра, выдававший уже 40 сил. Машина получилась не только крайне проходимой, но еще и водоплавающей в отдельных версиях. Но ближе к началу производства стало ясно, что мощностей загруженного «Запорожцами» завода не хватит на производство новинки. Тогда выпуск будущего 969-го перенесли на Луцкий завод, который в то время выпускал автоприцепы. Соответственно, и индекс модели поменялся на ЛуАЗ-969, который джиперам больше знаком как «Лунтик» или «Луноход».

ЗАЗ-1305

Уже после запуска в производство массовой «Таврии» конструкторы по традиции принялись за ее различные модификации. Одной из них стал трехдверный универсал с приподнятой крышей, который сами разработчики прозвали «катафалком». Тем не менее, для начала 90-х годов машина выглядела весьма свежо, а главное — функционально. Из-за применения рессорной подвески взамен пружин сзади, инженерам удалось по максимуму сократить колесные арки, что положительно сказалось на размерах грузовой площадки. Машина хоть и не была грузовой, но могла перевозить весьма объемные грузы благодаря той самой грузовой площадки и приподнятому за счет стеклопластикового колпака потолку. Технически же машина была унифицирована с «Таврией», поэтому при производстве проблем не должно было возникнуть. Но и в этот раз руководство завода отвергло хороший проект, сосредоточившись на выпуске «Таврии» в единственном кузове.

ЗАЗ-1104

Сложно поверить, но это стремительное купе со стеклопластиковым кузовом на пространственной алюминиевой раме появилось в далеком 1967 году! Стараниями молодого конструктора в рамках творческого конкурса был разработан макет автомобиля, который по дизайну и внешней стремительности вряд ли уступал какой-нибудь Lancia Stratos. Автор миновал этап пластилинового макета и сразу построил кузов из стеклопластиковых панелей на металлической раме. Однако до установки в машину двигателя дело так и не дошло, хотя проект предусматривал различные варианты мотора — от 1,1 до 1,6 литра объемов. В неходовом макете даже смонтировали рулевое управление и педальный узел, однако перспективную модель и здесь завернули, бросив все силы на выпуск более востребованных советских малолитражек.