На заправках самый дорогой бензин обычно подаётся как «улучшенный», «премиальный» и якобы «полезный для двигателя». Многих убеждают, что благодаря такому топливу мотор будет ехать бодрее, работать мягче и дольше не ломаться. Но по факту премиум-бензин действительно нужен далеко не всем. Эксперты издания 32CARS.RU обратились к автомеханику Алексею Степанцову, который помог разобраться, в чём разница между обычным и «улучшенным» топливом и когда переплата оправдана.Что делает премиум-топливо особеннымГлавная характеристика дорогого бензина — повышенное октановое число. Оно выше у АИ-98 и АИ-100 по сравнению с обычными 92 и 95. Октановое число определяет сопротивляемость детонации — то есть преждевременному взрыву смеси в цилиндре. На моторах с высокой степенью сжатия или турбонаддувом детонация критична: она разрушает поршни, клапаны и стенки цилиндров. Поэтому для таких двигателей 98-й действительно важен.Но в обычных атмосферных моторах, рассчитанных на 92 или 95, повышенный октан не даёт прироста мощности или экономии топлива. Степанцов отмечает, что в обычном двигателе более медленное и «ровное» сгорание 98-го не даёт ни ощутимой выгоды, ни дополнительного ресурса. Если мотор сконструирован под октановое число 92–95, то лишние «октаны» просто не используются — процессы в цилиндрах рассчитаны на другое давление и другие температурные режимы.Почему мощные моторы требуют 98-гоТурбированные агрегаты и спортивные версии имеют степень сжатия выше обычной. У них давление в камере сгорания настолько велико, что 92-й и даже 95-й бензин способен детонировать. Производители прямо указывают минимальное топливо: некоторые Subaru WRX, BMW M-серии, Mercedes AMG и даже обычные турбо-кроссоверы требуют АИ-98. Если залить 95-й, электроника начнёт «гасить» зажигание, снижая мощность, а мотор станет работать жестче. В долгосрочной перспективе это уменьшает ресурс двигателя. В таких случаях премиум-топливо — действительно необходимость.Миф об очищающих свойствахA. KrivonosovМаркетинг активно продвигает идею, что премиум-бензин «лучше чистит» двигатель. В дорогих составах действительно могут быть усиленные моющие присадки, но современные обычные бензины также содержат стандартизированные детергенты. Разница минимальна, и двигатель не станет чище просто потому, что в баке АИ-98. «Октан» не очищает форсунки — он лишь влияет на устойчивость топлива к детонации.Вред ли от премиум-бензинаДля обычных машин переплата за 98-й не только бесполезна, но иногда и нежелательна. Высокооктановое топливо чуть медленнее горит, и в простых моторах часть его энергии может недоиспользоваться — это приводит к незаметному, но всё же увеличению расхода. Исследования AAA показали, что американские водители ежегодно переплачивают миллиарды долларов, заливая премиум туда, где он не нужен и не даёт никакого эффекта.При этом ни динамика, ни ресурс двигателя не растут. Современные атмосферники и умеренные турбомоторы прекрасно работают на том топливе, которое прописано производителем.Вывод«Премиум-бензин — полезный инструмент, но строго для тех автомобилей, которым он действительно нужен. Если двигатель рассчитан на октановое число 98 или выше, заливать обычный бензин опасно. Но если в инструкции указано АИ-92 или АИ-95, переход на 98-й не даст никакой выгоды — ни по мощности, ни по расходу, ни по ресурсу», — подвел итог Степанцов.В большинстве случаев дорогой бензин — это маркетинг. Не переплачивайте без причины: ориентируйтесь только на рекомендации производителя, а не на обещания рекламных плакатов.
32 Cars
info@32cars.ru
32 Cars
166
26
166
26
2025
Мировые новости
ru-RU
32 Cars
info@32cars.ru
32 Cars
166
26
166
26
1366
768
true
1366
768
true
32 Cars
info@32cars.ru
32 Cars
166
26
166
26
24 ноября 2025 10:11
Переплатил и навредил: почему даже на проверенных АЗС не стоит лить такой бензин
A. Krivonosov
Эксперт объяснил, когда премиум-бензин действительно необходим автомобилю
На заправках самый дорогой бензин обычно подаётся как «улучшенный», «премиальный» и якобы «полезный для двигателя». Многих убеждают, что благодаря такому топливу мотор будет ехать бодрее, работать мягче и дольше не ломаться. Но по факту премиум-бензин действительно нужен далеко не всем. Эксперты издания 32CARS.RU обратились к автомеханику Алексею Степанцову, который помог разобраться, в чём разница между обычным и «улучшенным» топливом и когда переплата оправдана.
Что делает премиум-топливо особенным
Главная характеристика дорогого бензина — повышенное октановое число. Оно выше у АИ-98 и АИ-100 по сравнению с обычными 92 и 95. Октановое число определяет сопротивляемость детонации — то есть преждевременному взрыву смеси в цилиндре. На моторах с высокой степенью сжатия или турбонаддувом детонация критична: она разрушает поршни, клапаны и стенки цилиндров. Поэтому для таких двигателей 98-й действительно важен.
Но в обычных атмосферных моторах, рассчитанных на 92 или 95, повышенный октан не даёт прироста мощности или экономии топлива. Степанцов отмечает, что в обычном двигателе более медленное и «ровное» сгорание 98-го не даёт ни ощутимой выгоды, ни дополнительного ресурса. Если мотор сконструирован под октановое число 92–95, то лишние «октаны» просто не используются — процессы в цилиндрах рассчитаны на другое давление и другие температурные режимы.
Почему мощные моторы требуют 98-го
Турбированные агрегаты и спортивные версии имеют степень сжатия выше обычной. У них давление в камере сгорания настолько велико, что 92-й и даже 95-й бензин способен детонировать. Производители прямо указывают минимальное топливо: некоторые Subaru WRX, BMW M-серии, Mercedes AMG и даже обычные турбо-кроссоверы требуют АИ-98. Если залить 95-й, электроника начнёт «гасить» зажигание, снижая мощность, а мотор станет работать жестче. В долгосрочной перспективе это уменьшает ресурс двигателя. В таких случаях премиум-топливо — действительно необходимость.
Миф об очищающих свойствах
A. Krivonosov
Маркетинг активно продвигает идею, что премиум-бензин «лучше чистит» двигатель. В дорогих составах действительно могут быть усиленные моющие присадки, но современные обычные бензины также содержат стандартизированные детергенты. Разница минимальна, и двигатель не станет чище просто потому, что в баке АИ-98. «Октан» не очищает форсунки — он лишь влияет на устойчивость топлива к детонации.
Вред ли от премиум-бензина
Для обычных машин переплата за 98-й не только бесполезна, но иногда и нежелательна. Высокооктановое топливо чуть медленнее горит, и в простых моторах часть его энергии может недоиспользоваться — это приводит к незаметному, но всё же увеличению расхода. Исследования AAA показали, что американские водители ежегодно переплачивают миллиарды долларов, заливая премиум туда, где он не нужен и не даёт никакого эффекта.
При этом ни динамика, ни ресурс двигателя не растут. Современные атмосферники и умеренные турбомоторы прекрасно работают на том топливе, которое прописано производителем.
Вывод
«Премиум-бензин — полезный инструмент, но строго для тех автомобилей, которым он действительно нужен. Если двигатель рассчитан на октановое число 98 или выше, заливать обычный бензин опасно. Но если в инструкции указано АИ-92 или АИ-95, переход на 98-й не даст никакой выгоды — ни по мощности, ни по расходу, ни по ресурсу», — подвел итог Степанцов.
В большинстве случаев дорогой бензин — это маркетинг. Не переплачивайте без причины: ориентируйтесь только на рекомендации производителя, а не на обещания рекламных плакатов.
Автор: Никита Ефименков
Использование текстов, фото- и видео сайта разрешается только с указанием активной гиперссылки.