наверх

Реклама на сайте

15 октября 2025 09:59

Пережиток прошлого или необходимый прием? Водителям рассказали, когда нужно понижать передачи

Пережиток прошлого или необходимый прием? Водителям рассказали, когда нужно понижать передачи
A. Krivonosov

Эксперт объяснил, нужно ли понижать передачи при торможении автомобиля

Водители с «механикой» часто спорят — нужно ли при замедлении последовательно переходить на пониженные передачи. В автошколах этому учат как обязательному приёму, особенно зимой, но современные эксперт Дмитрий Новиков считает: всё зависит от ситуации.

Правильная техника или лишнее действие

Торможение двигателем не вредит машине, если применять его грамотно. По словам специалистов, оно оправдано на длинных спусках, скользких дорогах или при ограниченном сцеплении. В этих условиях двигатель помогает стабилизировать скорость без перегрева тормозов и риска блокировки колёс. Но в обычных ситуациях лучше использовать рабочие тормоза — они эффективнее.

Автоинструкторы подчёркивают: передачи нужны для движения, тормоза — для замедления. То есть сначала нужно сбросить скорость педалью тормоза, а затем подобрать передачу под новую скорость. Такая привычка продлевает срок службы сцепления и коробки передач.

Когда понижение передач приносит пользу

Торможение двигателем особенно полезно на длинных затяжных спусках, где тормоза могут перегреться. Также этот приём помогает удержать автомобиль на заснеженной или мокрой дороге, где риск заноса велик.

«При езде в горах или зимой по укатанному льду опытные водители используют именно пониженную передачу, чтобы машина не ускорялась самопроизвольно», — рассказал изданию 32CARS.RU автоэксперт Новиков.

Кроме того, оставаться на подходящей передаче — значит быть готовым к ускорению. Если при торможении неожиданно нужно обойти препятствие или завершить манёвр, двигатель уже связан с трансмиссией, и машина быстро реагирует на газ.

Когда не стоит злоупотреблять

Постоянное последовательное понижение передач в городском режиме — лишняя нагрузка на коробку и сцепление. При каждом понижении обороты резко возрастают, что вызывает повышенный износ деталей. Гораздо проще и безопаснее сбрасывать скорость на текущей передаче и выжимать сцепление уже перед остановкой.

Кроме того, при экстренном торможении только тормоза обеспечивают максимальное замедление, особенно если автомобиль оснащён ABS. Переключения в такой момент только отвлекают и удлиняют тормозной путь.

Итог

Торможение двигателем — не пережиток прошлого, а полезный приём для особых условий: горных спусков, зимней дороги или затяжных поворотов. Но применять его стоит осознанно, а не как универсальное правило. Для повседневной езды достаточно хороших тормозов и грамотного выбора передачи под нужную скорость.

Автор: Даниил Грошев