13 июня 2020 г. 11:17
Как авторынок России пережил период карантина
Пандемия коронавируса с последующим закрытием автосалонов изменила привычный ход вещей на авторынке. Пожалуй, впервые в истории российского автопрома продажи новых машин в мае оказались выше, чем в обычно успешном апреле.
По статистике апрель является одним из лучших месяцев для авторитейла по объемам продаж, а в мае обычно фиксируется снижение потребительского спроса в связи с майскими каникулами и началом дачного сезона. Однако, несмотря на двукратный спад продаж относительно прошлого года до 63 тысяч автомашин (-52%), по данным АЕБ, майские показатели оказались гораздо лучше «черного апреля», когда из-за закрытия автосалонов авторынок РФ рухнул на 72% — до 39 тысяч экземпляров.
Как сообщает издание «РГ», такая динамика обусловлена несколькими факторами, включая ослабление карантинных мер в некоторых регионах, а также развитие дистанционных и онлайн продаж. Тем временем, несмотря на все еще значительное падение рынка легковых автомобилей, некоторые автопроизводители, среди которых оказались исключительно китайские бренды Haval, Changan и FAW, в мае смогли продемонстрировать рост продаж. Во многом это обусловлено низкой базовой стоимостью при высокой оснащенности, отличным выбором комплектаций и активно развивающейся дилерской сетью.
Одновременно почти на 60% упали майские продажи у таких производителей, как KIA и Hyundai, Volkswagen и Skoda. А наихудшая динамика наблюдалась у Mitsubishi (- 83%). Все эти бренды, по мнению экспертов, «пострадали» из-за падения спроса на объемообразующие модели, завершения в этот период продаж некоторых флагманских автомобилей, неоправданных надежд производителей на продажи более дорогих моделей. Июнь обещает слегка исправить ситуацию и замедлить падение авторынка.
Дополнительный объем реализаций, по мнению экспертов, в ближайшее время обеспечат покупатели, которые заказывали автомашины в предыдущие месяцы, но не смогли их забрать из-за ограничений. К тому же из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране многие россияне отказались от путешествий, что также дает дилерам надежду на активность клиентов в летний период, интерес которых также помогут подогреть обновленные госпрограммы льготного автокредитования.
По оценкам специалистов, реальные масштабы падения российского авторынка будут ясны начиная с осени. Фактор отложенного спроса к тому времени «сойдет на нет», уровень безработицы выйдет на свой максимум, а индекс покупательной способности, напротив, будет минимальным. Таковые реалии ожидают авторитейл, и в дальнейшие месяцы можно ожидать падение автомобильного рынка до 30%.