18 декабря 2025 10:00

Эта система действует на нервы и ее надо отключить: главное не забыть, что есть риск потерять деньги

Автомеханик рассказал, можно ли отключать систему «старт-стоп» в автомобиле

Система start-stop — одно из самых спорных решений в современных автомобилях. Производители убеждают, что она экономит топливо и снижает выбросы, а многие водители воспринимают её как раздражающий «гаджет» и отключают сразу после запуска двигателя. Проблема в том, что такое решение не всегда нейтрально ни для кошелька, ни для самого автомобиля.

Экономия топлива действительно может быть заметной, отметил в интервью изданию 32CARS.RU автомеханик Алексей Степанцов. В городе, где машина постоянно останавливается на светофорах, в пробках и у переходов, двигатель на холостом ходу сжигает топливо «впустую».

«По данным ADAC, эффект от start-stop в городском цикле может давать экономию примерно 10–15%. На практике это способно вылиться в несколько тысяч рублей экономии в год у водителя, который проезжает десятки тысяч километров», — отметил эксперт.
A. Krivonosov

При этом важно понимать: start-stop не работает «всегда». Автомобиль сам решает, когда можно глушить мотор, а когда нельзя. Если аккумулятор недозаряжен, двигатель не вышел на рабочую температуру, на улице экстремально холодно или жарко, либо водитель маневрирует на подъёме — система может не сработать. Это не сбой, а штатные защиты, чтобы не ухудшать запуск и не просаживать питание.

Отдельный страх — что частые остановки и пуски ускоряют износ стартера, аккумулятора и двигателя. В старых конструкциях такие опасения частично имели смысл, но в современных автомобилях узлы обычно рассчитаны на многократные циклы. Ставят усиленные стартеры, применяют другие механические решения, а также специальные аккумуляторы AGM или EFB. При нормальной эксплуатации это, как правило, не «убивает» мотор, но есть нюанс: такие аккумуляторы заметно дороже. Так, если обычная 65-амперная батарея стоит порядка 8-12 тыс. рублей, то специальные АКБ для машин с системой «старт-стоп» стартуют от 15 тыс. рублей.

Можно ли отключить start-stop «навсегда»? Всё чаще встречаются модули и прошивки, из-за которых система не включается даже после следующего запуска двигателя. И вот здесь тот самый важный «крючок»: «старт-стоп» является частью заводской конфигурации и параметров, с которыми автомобиль проходил омологацию. Постоянное отключение могут расценить как вмешательство в конструкцию. Если это сделано в период гарантии — есть риск её потерять.

«Кроме того, при страховом случае страховщик теоретически может посчитать такую доработку вмешательством в конструкцию и осложнить выплату по каско — разумеется, если факт вмешательства будет выявлен», — отметил автоюрист Сергей Сухоруков.

Итог простой: временно отключить start-stop «кнопкой» — одно, а вмешаться так, чтобы система никогда не включалась, — совсем другое. Экономия топлива в городе у машин с этой системой реальна, но постоянная «переделка» может обойтись дороже из-за гарантийных и страховых рисков.

A. Krivonosov