12 декабря 2025 11:10
Экспансия без короны: лидерство отечественного бренда пока не шатается
Эксперты рассказали о перспективах китайских марок в России: угрозы LADA нет
Китайские автомобили захватили российский рынок — по данным агентства «Автостат», их доля в совокупных продажах превышает 50%. Поскольку перспективы возвращения глобальных марок в РФ туманны, жить бок о бок с «китайцами» нам предстоит еще не один год. Издание 32CARS.RU решило узнать у игроков и экспертов рынка о причинах успеха продукции Made in China, и грозит ли азиатская экспансия лидерству отечественного бренда Lada?
«По данным за 10 месяцев 2025-го, доля китайских компаний на нашем рынке составила 54%, это открытые данные, — говорит независимый эксперт Георгий Вихров. — При этом мы помним еще те месяцы, когда цифра была выше 60%. В падении доли нет ничего удивительного — уходя от санкций, ведущие марки из Поднебесной уступают в РФ свое место прокси-брендам (Geely/Belgee, Chery/Tenet и т.п.). Новички стремительно идут в гору, но в статистику уже попадают как локализованные компании, то есть российские».
Говоря о напоре «китайцев», эксперт приводит в пример Haval Jolion: собираемый под Тулой компакт-кроссовер уже давно числится № 1 среди «земляков», а в последние два месяца даже сумел обойти в модельном рейтинге нашу Lada Vesta. С ним солидарен Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф». Он высказал мнение, что есть очевидный ответ на вопрос, в чем секрет популярности Haval Jolion. Это, конечно же, соотношение цены и качества. Автомобиль можно купить за 2 млн рублей. И по форм-фактуру он удовлетворяет запросы огромного количества потребителей.
«Востребованность китайских марок и того же „Джолиона“ обусловлена сочетанием оптимальной стоимости и высокой технической оснащенности, — заявили нам в пресс-службе ГК „АвтоСпецЦентр“. — В стандартной комплектации клиенты получают мультимедийную систему, набор электронных ассистентов водителя, удобную эргономику, функциональный климат-контроль. При этом китайские модели стоят дешевле европейских моделей того же класса. Отдельное внимание привлекает дизайн и технологичность китайских машин — производители быстро обновляют модельные линейки, адаптируют их под запросы локального рынка. В сочетании с доступными кредитными предложениями это формирует ценный набор преимуществ».
Представители Группы компаний находят еще плюсы в деятельности автопроизводителей из Китая — они активно развивают дилерскую и сервисную сеть, обеспечивают оперативные поставки запчастей, поддерживают своих клиентов на всех этапах эксплуатации, тем самым повышая лояльность россиян. Что касается бестселлера Haval Jolion, тут все очевидно: кроссовер удерживает высокие позиции по продажам в РФ благодаря удачному соотношению технических характеристик. У него современный дизайн, комфортный и просторный салон, экономичный двигатель и передовое оснащение даже в базовой комплектации.
«Актуально ли говорить о возможной смене лидера на российском авторынке? — задается вопросом Николай Иванов. — На сегодняшний день это нереально. Есть объективные цифры — объем продаж бренда. У Lada — в районе 300 000 автомобилей, и это намного больше, чем у любого из конкурентов. Продукция „АвтоВАЗа“ — стратегический участник нашего автопрома, и я не думаю, что возможна ситуация, когда лидерство будет у другой марки. Здесь следует оговориться — в Москве и Санкт-Петербурге — да, Haval обгоняет Lada по количеству проданных машин. Но если говорить про всю страну, то такого точно не произойдет».
Отметим, что согласно свежим данным «Авито Авто», доля китайских марок в предложении на платформе за 10 месяцев 2025 года составила 63,1%, в первой тройке по этому показателю марки Haval (13,9%), Changan (7,8%) и Geely (6,3%). При этом Lada сумела укрепить свои позиции, увеличив долю до 15,2% — это самый высокий показатель для компании за последние 3 года. Владельцы китайских машин тратят на эксплуатацию, в среднем, 93 000 рублей в год, при этом львиная доля расходов (72%) — это посещение АЗС.