20 ноября 2025 08:12

Китайские бренды сворачивают бизнес в России: рынок стремительно теряет приоритет

Утилизационный удар: как налоги и кредиты вытолкнули китайский автопром

 Российский рынок перестал быть приоритетным направлением для китайского автопрома, уступив Мексике и ОАЭ. По данным за январь—сентябрь 2025 года, поставки новых китайских автомобилей в Россию сократились на 58% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 357 700 единиц, что опустило страну с 1-го на 3-е место среди крупнейших экспортных рынков Китая.

Ключевым фактором стало повышение утилизационного сбора осенью 2024 года на 70–85%, в результате чего стоимость растаможки автомобилей выросла до уровня, устранившего прежнее ценовое преимущество китайских брендов. Например, за подержанную иномарку с объёмом двигателя 2–3 литра теперь необходимо платить 2,37 млн рублей против прежних 1,3 млн.

Уже в январе 2025 года ситуацию усугубило повышение пошлин до 20–38%, что фактически сделало ввоз нерентабельным. Дополнительный удар нанесло закрытие «серых» каналов через Казахстан весной 2024 года, ранее позволявших обойти ограничения и существенно удешевлять поставки.

Внутренние экономические условия также сыграли против: ключевая ставка в 21% сделала автокредиты недоступными — ставки доходят до 30% годовых, а средняя цена автомобиля превысила 3,35 млн рублей, что существенно снизило спрос.

Как результат, продажи новых машин в РФ упали на 25%, китайские бренды сократили объёмы почти вдвое — до 576 тыс. авто. Только за первые три месяца 2025 года в России закрылось 274 автосалона, из которых 213 — китайских. Производители начали массово пересматривать стратегии. В частности, Chery уже распродаёт активы и заявила о планах покинуть российский рынок к 2027 году.

Российский рынок фактически утратил инвестиционную привлекательность для китайских производителей, которым сегодня выгоднее сосредоточиться на стабильных и быстрорастущих рынках, таких как Мексика и ОАЭ. При сохранении текущей налоговой и финансовой политики, возврат китайского автопрома к прежним объёмам в России выглядит маловероятным.

A. Krivonosov